ГАЗОДИЗЕЛЬ на КАМАЗ
ГАЗОДИЗЕЛЬ на КАМАЗ
КАМАЗ давит на газ !На старт ралли «Шелковый путь» выйдет гоночный КАМАЗ с необычным двигателем
5 июля на Красной площади стартует ралли-рейд «Шелковый путь-2013». Команда «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой является банк ВТБ, заявила для участия в гонке шесть автомобилей. Четыре из них будут оснащены привычными ярославскими моторами. На одном из КАМАЗов дебютирует дизель зарубежного производства, который соответствует новому техническому регламенту «Дакара». Но самая любопытная новинка появилась на автомобиле, который предстоит пилотировать заместителю начальника департамента по информационной политике ОАО «Газпром» Сергею Куприянову: это двигатель, который работает на газе. О подробностях проекта корреспонденту VTBRussia.ru рассказал заместитель технического директора «КАМАЗ-мастера» Вадим Валеев |
– Как возникла идея оснастить гоночный КАМАЗ двигателем, работающим на газе?
– Не секрет, что экологические требования начинают играть важную роль в автоспорте. В частности, во внедорожных ралли с участием грузовиков накладываются ограничения на «дымность» дизелей. Поэтому всем сейчас приходится думать о том, как сделать автоспорт чище с точки зрения влияния на окружающую среду. Мы решили, что интересно будет посмотреть, как автомобиль, работающий на обычном дизельном топливе, станет работать на газе, более экологически чистом топливе. Кому первому пришла в голову эта идея, сейчас уже сказать трудно. Мы все вместе совещались, в обсуждении этого вопроса принимал участие и Семен Семенович Якубов. Идея изначально казалась труднореализуемой, но мы нашли способ воплотить ее в жизнь.
В принципе, автомобили на газовом топливе эксплуатируются довольно-таки давно. Основная задача таких автомобилей – это экономия топлива, поскольку газовое топливо дешевле, чем бензин или солярка. Но помимо коммерческих плюсов это топливо еще и положительно влияет на экологию, так как обеспечивает более полное сгорание и меньшее количество вредных выбросов. В том числе снижается пресловутая «дымность» моторов.
– Но ведь в автоспорте за одну только хорошую экологию побед не присуждают…
– Расчеты показывают, что мощность двигателя, его максимальный крутящий момент должны возрасти как минимум на 10%. Улучшится и эластичность, то есть управляемость двигателя. Дело в том, что наличие газа улучшает характеристики сгорания топливной смеси, оно сгорает более полно и выделяет больше энергии. Динамометрические измерения на стенде мы пока не проводили, но по ощущениям водителей мощность действительно увеличилась приблизительно на 10%.
Чище едешь – дальше будешь
– Вы сказали, что идея казалась труднореализуемой. Каким же образом удалось ее осуществить?
– В принципе, в мире есть две основные тенденции использования газового топлива: пропанобутановые смеси и метан, то есть природный газ. Использование метана предполагает серьезную переработку двигателя, вплоть до изменения степени сжатия и увеличения объема цилиндров. Это длительный путь научно-исследовательских разработок. Особенно в спорте. Именно эта технология используется в целой гамме серийных камазовских автобусов и грузовиков, но мы пока решили пойти по более простому и надежному пути использования пропанобутановой смеси. Двигатель работает на смеси дизельного топлива и газа. Эта система более проста в установке, она не требует серьезного изменения конструкции двигателя, фактически даже вообще не требует. Нужна только перенастройка работы топливной системы.
– Насколько отработанной выглядит эта система в настоящий момент?
– Мы провели серию тестов как на асфальте, так и вне дорог. Пока нас все устраивает. Двигатель работает в двух режимах: чисто дизельный режим и газовый режим, при котором в топливную систему подается газ. Если температура выхлопа поднимается выше 500 градусов, автоматика отключает подачу газа. В обычном режиме движения по шоссе температура не поднимается выше 400 градусов. Но мы не знаем еще, насколько критическим будем превышение температуры в гонке. Первый и второй этапы предстоящего ралли «Шелковый путь» позволят нам получить много информации для настроек топливной системы, которую надо еще «тренировать».
– Какое именно дополнительное оборудование необходимо, чтобы обычный дизель начал работать на газе?
– Это два металлических баллона большого объема, газовые магистрали подачи топлива, газовая арматура в виде сепаратора, контроллера и осушителя, а также управляющий электронный модуль.
– Каким образом это оборудование повлияло на массу автомобиля?
– Мы, естественно, пересмотрели компоновку автомобиля, отказались от размещения некоторых запасных частей и инструмента, которые располагались в задней части кузова, где мы и установили баллоны между двух запасных колес. Масса автомобиля увеличилась ориентировочно на 150 килограммов, что для грузовика не является критической прибавкой. Зато по нашим расчетам получается, что запас хода автомобиля составляет почти 1500 км, в то время как чисто дизельный вариант имел запас хода 1000 км.
– А где вы будете заправляться?
– Мы изучили карту пропанобутановых заправочных станций, и оказалось, что в провинции их даже больше, чем метановых. Мы поняли, что с заправкой проблем не будет.
– В автоспорте важна не только масса, но и ее распределение по осям, а также высота центра тяжести автомобиля…
– Как это ни удивительно прозвучит, установка тяжелых баллонов в задней части кузова очень благоприятно сказалась на балансе автомобиля. Дело в том, что в автоспорте идеальным считается распределение массы по осям 50 на 50, но для классического грузовика, у которого двигатель расположен над передней осью, такой развесовки добиться очень трудно. Разместив баллоны в задней части кузова, мы дополнительно загрузили задний мост, тем самым улучшив распределение масс по осям. В результате улучшилась курсовая устойчивость. И центр тяжести не стал выше, поскольку баллоны располагаются, по сути, на уровне лонжеронов рамы.
Пан или пропан
– Насколько безопасно данное оборудование в экстремальных условиях гонки?
– Всю систему мы приводили в соответствие с жесткими требованиями надежности и безопасности именно спортивного автомобиля. Все элементы имеют специальную защиту, все газовые трубопроводы изолированы от всякого рода внешних воздействий, баллоны имеют очень жесткую фиксацию с тройной защитой от срыва с креплений. Система управления – умная, и в случае неисправностей, падения давления она отключается. Но даже в случае утечки нет опасности возникновения взрывоопасной смеси. Кузов во время гонки хорошо продувается. Кроме того, пропанобутановая смесь тяжелее воздуха и не смешивается с ним, а как бы стекает вниз, к земле.
– А что можно сказать о надежности, которая в ралли-рейдах зачастую и решает вопрос о победителе?
– С точки зрения надежности никаких проблем нет. Во-первых, эта система ставится на отработанный двигатель и надежную, проверенную машину. Во-вторых, даже в случае поломки этой системы автомобиль просто превращается в обычный дизель и продолжает ехать.
– Как удалось омологировать этот уникальный автомобиль для участия в гонке?
– Так как все это делается практически впервые, то, естественно, мы столкнулись с некоторыми сложностями при взаимодействии с Российской автомобильной федерацией (РАФ). От нас потребовали максимальную информацию по надежности и безопасности этого двигателя. Фактически мы совместно с РАФ и организаторами ралли «Шелковый путь» создали свод технических требований для участия в гонках подобных автомобилей, оговорили крепление элементов системы, автоматическую систему отключения при аварии. Этот раздел был включен в регламент ралли «Шелковый путь».
– То есть, по сути, вы создали новый класс гоночных автомобилей?
– Можно и так сказать. Хотя класс как таковой уже есть. Это так называемые автомобили с альтернативными источниками топлива. Но в настоящее время под этим подразумеваются всякого рода электромобили. В мире есть большой опыт эксплуатации газового оборудования на коммерческом транспорте, но нет серьезной практики установки такого оборудования на спортивные автомобили. Для нас это тоже пока чистый эксперимент. Возможно, в мире кто-то этим еще занимается, но в России это точно делается в первый раз. Во всяком случае, во внедорожном спорте я с таким не сталкивался. С кем мы ни говорили, у всех пока наша идея, скорее, вызывает удивление, чем вопрос, почему никто этого не сделал раньше. Но всем любопытно узнать, чем это обернется.
Фото: Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»